игра как метод обучения

             Не секрет, что  игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи социального опыта, как практического — по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Игра способствует  повышению эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Игра - удобная основа для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в т. ч. и практических) проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи активной позиции: от роли игрока — до соавтора игры. Поиграем?
1. Философы: урок выживания.

        За основу игры был взят фильм режиссера Джона Хаддлса «Философы: урок выживания». Участники игры: 20-30 человек (учащиеся 10 классов и учитель - ведущий).           
         Подготовка к игре.  
     Ведущий готовит до игры информационные листы для участников. Небольшой лист (желательно стикер) содержит информацию о профессии, а так же дополнительные сведения о состоянии здоровья, компетентностях и т.д. Очень важно, чтобы дополнительная информация не была доступна для участника во время первого этапа игры. 
        Правила игры. 
     Ведущий объявляет об условиях, в которых оказались участники. Приближается ядерная катастрофа. Используя только силу логики, ученики должны выбрать, кто из них будет достоин получить место в подземном бункере — единственном месте, где можно спастись. Бункер рассчитан только на половину от общего числа участников, а значит, тех, кого не выбирают, ожидает жестокая смерть. Случайным образом участники выбирают лист и узнают информацию о профессии, которая им досталась. Начинается первый этап игры. После этого каждый должен убедить, что именно он должен остаться в бункере. Это определяется общим голосованием. После того, как определяется состав тех, кто попал в спасительный бункер, начинается второй этап. Участники знакомятся с дополнительной информацией и процесс голосования вновь повторяется. 
Пример информационного листа: 
Профессия - инженер, дополнительная информация - болен раком.

                                             2. Игра Джеффа.


        Игра Джеффа проводится на большую аудиторию. Участвуя в игре, ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Игра помогает лучше понять мир, свой коллектив. Учащиеся учатся уважать мнение других. Она проводится в два этапа: первый - ответы на вопросы, второй - анализ происходящего.
Подготовка:
Ведущий готовит три плаката с надписями: "ДА", "МОЖЕТ БЫТЬ", "НЕТ". Крайние плакаты вывешиваются по двум концам зала, а средний - в центре. Ведущий располагается в середине. После заданного вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат.
Участники игры не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение. В Джеффе, как правило, нет правильных ответов на поставленные вопросы. Есть возможность выслушать чужие мнения. И актуализировать проблему, заставить людей подумать о ней.
Примерные вопросы:
1. Хотел бы ты изменить свой возраст?
2. Считаете ли вы, что мужчина и женщина в нашей стране
имеют равные?
3.Смог бы ты дружить с человеком другой национальности?
5. Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
6. Считаете ли вы, что общество теряет моральные устои?
7. Считаете ли вы, что ваша семья важнее ваших друзей?
8. Смогли бы вы прожить в одиночестве?
9. Интересуют ли вас политические события в стране?
10. Я считаю, что смертная казнь - это правильно.
11. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
12. Для меня качество важнее, чем количество.
13. Все ли можно купить за деньги?
14. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
15. Считаете ли вы, что в большинстве случаев вы правы?
После того, как вопросы закончатся, предлагается всем сесть,
и ведущий задает в зал вопросы, которые позволят проанализировать происходящее.
Вопросы к анализу:
1. Понравилось или нет, если да, то почему? Было ли интересно?
2. Были ли вопросы,над которыми вы ранее не задумывались?
3. Были ли вопросы, на которые хотелось бы ответить искренне? Много ли их было?
4. Что чувствовали, стоящие по одному, по трое почти против всех?
5. Что чувствовали к тем, кто давал ответы, противоположные вашим?
6. Смущали какие-нибудь вопросы?
7. Менялось ли ваше мнение по каким-либо вопросам, когда вы слышали?
8. Открыли ли вы что-нибудь новое для себя и в себе?
     Данные игры развивают логическое мышление, коммуникативные навыки, толерантное отношение к чужому мнению. Они могут применяться на уроках обществознания в 10-11 классах при изучении раздела «Духовная сфера», а так же во внеурочной деятельности.